Кастомизация (дифференциация) цены (price customization, differentiation) — установление различных цен на один и тот же по существу продукт, в зависимости от того, кому или как он продается.
Кастомизация цены возможна потому, что разные группы покупателей (покупательские сегменты) могут
воспринимать ценность одного и того же продукта по-разному. Иногда, совсем незначительное изменение характеристик базового продукта (например, изменение его цвета), позволяет устанавливать премиальную надбавку к цене для определенной категории покупателей, для которых наличие этой характеристики в продукте особенно ценно.
Кроме того,
покупательская способность разных потребительских сегментов может различаться. В этом случае, кастомизация (снижение цены для сегментов с «худым кошельком») обоснована, так как позволяет увеличить рынок и объемы сбыта продукта.
Зачастую мы наблюдаем кастомизацию цены в зависимости от того, является ли покупатель индустриальным (юридическое лицо) или домашним хозяйством (физическое лицо). Это связано с тем, что у организаций и частных покупателей, как правило, разная
чувствительность к цене.
Возможности для кастомизации цены могут проистекать из
способов и мест распространения продукта. Пример: цена на одну и туже бутылку кока-колы может существенно отличаться в зависимости от того, продается ли она в супермаркете или, скажем, в автомате в аэропорту.