Согласно данному подходу существует два различных взгляда на отношение человека к работе: негативный (теория X) и позитивный (теория Y).
Менеджеры, руководствующиеся
теорией X, придерживаются следующих установок:
- Сотрудникам присуще врожденное нежелание работать и они избегают работы, где только возможно
- Поскольку сотрудники не любят работать, их надо принуждать, контролировать, и угрожать наказанием для того, что достигнуть целей
- Сотрудники будут избегать ответственности, и искать формального руководства, где только возможно
- Большинство работников ставят безопасность (гарантию своего трудоустройства) выше всех других факторов, относящихся к работе, и не будут проявлять амбиции
С другой стороны, менеджеры, руководствующиеся
теорией Y, придерживаются других установок:
- Сотрудники могут рассматривать труд как такое же естественное явление, как отдых или игра
- Люди будут проявлять самодисциплину и самоконтроль в достижении целей
- Средний человек может научиться принимать и даже искать ответственность
- Способности принимать инновационные решения рассредоточены среди людей, и, далеко необязательно, сконцентрированы у тех, кто занимает управленческие позиции