Организационная структура характеризуется шестью ключевыми элементами:
- Специализация (разделение труда) - степень в которой задачи в организации разбиты на отдельные работы. Сущность специализации состоит в том, что работа выполняется не целиком одним сотрудником, а разбивается на отдельные шаги, каждый из которых выполняется отдельным сотрудником, каждый из которых специализируется на выполнении определенных частей работы (а не все работы в целом).
- Департаментализация - базис, на основе которого работы группируются между собой (см. раздел "Основные варианты группировки")
- Цепочка подчиненности (chain of command) - неразрывная цепь подчинения (подоотчетности) в организации, которая простирается от самого высокого иерархического уровня (Президент, Ген.директор) до самых нижних ее эшелонов. Определяет, кто кому подчиняется в организации.
- Охват контроля (span of control) - количество подчиненных, которыми менеджер в организации может эффективно управлять.
- Централизация - то, на сколько принятие важных решений в организации сосредоточено в единичных ее точках.
- Формализация - степень стандартизации работ в организации. Чем больше степень формализации в компании, тем меньше у сотрудников есть свободы действий по отношению к тому, что должно быть сделано, когда и каким образом.
Состояние этих шести элементов организационной структуры (а значит и самой оргструктуры компании) определяется четырьмя факторами (детерминантами):
- Внешним окружением и стратегией
- Возрастом и размером организации
- Корпоративной культурой
- Технологиями, используемыми в организации
Последние два фактора (корпоративная культура и используемые технологии) в свою очередь также формируются в зависимости от организационной структуры компании.