В процессе анализа проблемы важно учитывать сопутствующие явления: идентификацию проблемы и ее восприятие.
При идентификации проблемы важно понимать, что разным людям свойственно разное понимание того, что является проблемой. При формировании очередности решений, проблемы, находящиеся "на виду" имеют тенденцию получать более высокий приоритет, чем действительно важные проблемы.
В человеческом сознании проблема формируются в соответствии с ее восприятием. При этом восприятие проблемы может сильно отличаться от объективной реальности.
Следующие факторы оказывают влияние на восприятие проблемы:
- Характеристики объектов, находящихся в фокусе данной проблемы: новизна, движение, звук, размер, фон, расстояние, схожесть
- Характеристики субъекта, оценивающего проблему: отношение, личность (персональные характеристики), мотивы, интересы, опыт, ожидания
- Характеристики контекста, в котором рассматривается данная проблема: время, рабочие установки (принципы), социальные установки (принципы)
Кроме того, на восприятие проблемы влияют
поведенческие предрассудки (предубеждения), такие как:
- Фундаментальная ошибка атрибуции - человеку свойственно объяснять успехи своими личными заслугами, а неудачи - внешними факторами
- Субъективная оценка - склонность интерпретировать данные в соответствии со своими убеждениями/предпочтениями
- Эффект контраста - увеличение или уменьшение веса или других характеристик объекта в процессе сравнения его с недавно увиденным контрастирующим объектом
- Проецирование - подсознательное убеждение в том, что другим людям свойственны те же мысли, убеждения, ценности и позиции
- Стереотипы
- Самоисполняющееся пророчество - убежденность человека в неминуемости грядущего события изменяет его поведение таким образом, что оно стимулируют возникновение этого события
С более подробным списком поведенческих предубеждений можно ознакомиться в разделе
"Поведенческие предубеждения".