Теория ожиданий говорит о том, что для существования эффективной мотивации должны присутствовать следующие взаимоотношения:
- Отношение Усилия - Производительность - сотрудник должен верить в то, что увеличение прикладываемых им усилий приведет к увеличению производительности его труда
- Отношение Производительность - Вознаграждение - сотрудник должен верить в то, что увеличение производительности влечет за собой получение соответствующего вознаграждения
- Отношение Вознаграждение - Персональные цели - обещанное сотруднику вознаграждение должно соответствовать его персональным целям
Связь между целевой (запланированной) и итоговой производительностью:
- установлении целевой производительности на легко достижимом уровне приводит к достижению запланированных показателей плюс небольшое превышение
- установлении целевой производительности на уровне выше легко достижимого (stretching goals) по прежнему вызывает увеличение производительности, хотя не всегда достигнутая цель соответствует или превышает цель запланированную
- при установлении целевой производительности на заведомо недостижимом уровне (unrealistic goals) мотивация сотрудника резко падает и, как следствие, резко уменьшается его производительность
В соответствии с Теорией ожиданий:
- Цель должна быть достижима
- За достижением цели должно следовать вознаграждение
- В установлении целей должен принимать участие тот, для кого эти цели устанавливаются