Иногда для принятия стратегических решений относительно отдельных бизнесов, входящих в корпоративный портфель, рекомендуют использовалась матрицу, предложенную консалтинговой группой BCG (Boston Consulting Group).
Принцип работы с матрицей следующий: все бизнесы корпорации относятся к одному из четырех секторов, исходя из двух факторов: темпов роста рынка, на котором функционирует бизнес и доли рынка, которую данный бизнес занимает. В зависимости от того, в какой сектор попал бизнес, принимается решение о стратегическом курсе действий в отношении данного бизнеса.
- Сектор «вопросительный знак»
Темпы роста рынка: высокие.
Рыночная доля бизнеса: низкая.
Характеристики бизнеса:
- доходы: низкие, нестабильные, растущие
- денежный поток: негативный
Стратегический курс действий: осуществляем анализ, для определения возможно ли вырастить бизнес в «звезду» или бизнес деградирует в «собаку»
- Сектор «звезда»
Темпы роста рынка: высокие.
Рыночная доля бизнеса: высокая.
Характеристики бизнеса:
- доходы: высокие, стабильные, растущие
- денежный поток: нейтральный
Стратегический курс действий: инвестируем в рост бизнеса
- Сектор «собака»
Темпы роста рынка: низкие.
Рыночная доля бизнеса: низкая.
Характеристики бизнеса:
- доходы: низкие, нестабильные
- денежный поток: нейтральный или негативный
Стратегический курс действий: избавляемся от бизнеса
- Сектор «корова»
Темпы роста рынка: низкие.
Рыночная доля бизнеса: высокая.
Характеристики бизнеса:
- доходы: высокие, стабильные
- денежный поток: позитивный
Стратегический курс действий: «доить корову» - использовать бизнес в качестве финансового донора, в т.ч. для инвестирования в проекты типа «звезда»